Ахпат

haghpat-5Ахпат (арм. Հաղպատ) — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 кмот города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности.

Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 г. при Ашоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш. В X—XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья с деревнями и крестьянами. Сюда из Санаина была перенесена усыпальница царского рода Кюрикидов-Багратидов. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянского епископ Анийский и Ширакский Барсег.haghpat-2

Со 2-й пол. XII в. Ахпат принадлежал армянскому княжескому роду Арцруни, затем Захарянам (Захаридам).

Во второй половине XVIII в. несколько лет в монастыре жил Саят-Нова. В позднее средневековье архиепископу Ахпата подчинялись уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского.

В 1822—1826 гг. из-за обострения русско-иранских отношений в Ахпат из Эчмиадзина переехал Католикос Ефрем. После присоединения Восточной Армении к России монастырь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха, ему принадлежали обширные угодья, деревни с крестьянами, рудники и проч.

В нач. XX в. монастырь опустел, лиhaghpat-6шился большей части своих владений, его постройки сохранялись как памятник архитектуры. В настоящее время является действующим монастырём (вновь открыт при католикосе Вазгене I).

Комплекс монастыря

Церковь Сурб Ншан (Св. Знамения, 972—991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка монастыря, основана царицей Хосровануш, женой царя Ашота III Багратуни. Считается, что руководителем строительства церкви Сурб Ншан был архитектор Трдат. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи начала XIII в. в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи.

На восточном фасаде помещено скульптурное изображение сыновей Ашота — Смбата и Кюрике (Гургена), держащих в руках модель храма. Головной убор Кюрике похож на митру, а чалма Смбата, является арабской регалией, показывающей его право на трон.

В преддверии церкви Сурб Ншан находится жаматун (притвор), построенный в 1185 г. и служивший усыпальницей Кюрикянов. В 1223 г. монастырский комплекс Ахпата по приказу Иванэ Захаряна был обнесён крепостными стенами с башнями.haghpat-7

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, например в Карсе.

В монастыре создавались и реставрировались рукописи, велась текстологическая работа.

В XI в. при монастыре возле ц. Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни.

В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране).

За оградой монастыря — небольшая часовня тринадцатого века, великолепно архитектурно оформленный родник (XIII в.).

Памятники Ахпата отличают компактность, суровая строгость форм, изящество немногочисленных декоративных деталей, остроумие решений пространства, конструкций.