RUS / ENG

Аричаванк

Памятники монастыря Арич расположились на скалистом мысу у подножия западного склона Арагаца. Здесь же, в одноименном селении, известном со II века до н. э., сохранились руины древнейших укреплений. На сельском кладбище остались также руины небольшой однонефной базилики V века и интересные надгробья V—VII веков с орнаментированными стелами, которые сейчас экспонируются в Историческом музее Армении.

Монастырь этот, как полагают исследователи, был основан не позднее VII века, когда здесь была возведена церковь Сурб Григор. Затем, в 1201 году рядом с нею была возведена церковь Сурб Аствацацин. Притвор, построенный в 1224 году стараниями князя Ваграма Хечупа, был поставлен зодчим так, чтобы объединить обе церкви. Стены монастыря и его службы, возведённые в XII—XIII веках, в большинстве своём до нас не дошли, так как были заменены во второй половине XIX столетия новыми. В это время, а именно в 1850 году, Арич был превращён в летнюю резиденцию католикосов.

Территорию монастыря несколько расширили, обнесли стеною с башнями. В этот период возвели новые помещения школы и общежития для её слушателей, монашеские кельи, трапезную, гостиницу, службы монастыря, новые покои католикоса. Двор был озеленён и монастырь в своём плане приобрёл известную регулярность и упорядоченность, сходные с Эчмиадзинским. Церковь Сурб Григор представляет собой крестовокупольную композицию с пятигранными снаружи и полукруглыми изнутри апсидными крыльями креста. Центральная часть её перекрыта большим двенадцатигранным куполом, придающим интерьеру церкви величественность. Гладкие внешние поверхности стен подчёркивают строгость её объемов. Приделы в юго-восточном и юго-западном углах здания были пристроены позднее, в X и XIII веках. Во время расширения монастыря в XIX веке к церкви пристроили колокольню со звонницей и заменили форму кровли купола на шарообразную.

Главный храм монастыря — церковь Сурб Аствацацин возведена в соответствии распространённым на рубеже XII—XIII веков типом внешне прямоугольных, внутри крестово-купольных сооружений с двухэтажными приделами по всем четырём углам. Интерьер церкви характерен своим аскетическим убранством. Лишь пучки высоких колонн, оформляющих углы средокрестия, подчёркивают стройные пропорции интерьера, да резной орнамент из стилизованных стеблей и листьев украшает переднюю часть алтарного возвышения. Богаче украшены фасады церкви. Верхние их части покрыты профилированными тягами, создающими своеобразный геометрический декор. На восточном фасаде в эту композицию декора включена ктиторская группа князей. Фасады во множестве украшены розетками, рельефами сирина с коронованной женской головкой, солнечными часами, рельефами голубей. К редким явлениям в армянской эпиграфике относится рельефная стилизованная надпись на карнизе левой части восточного фасада, гласящая: «Господи, помилуй потрудившихся. Аминь».