Когда говоришь о достопримечательностях Армении никак нельзя обойти тему ковров. Ковроткачество было ремеслом армян многие столетия и армянские ковры известны по всему миру. В армянском языке существует даже два слова для обозначения ковра: карпет (арм. ??????) и горг(арм. ????). «Карпет» это безворсовый ковер, а «горг» — ковер с ворсом.
Люди на территории современной Армении ткали ковры минимум уже в III тысячелетии до нашей эры. Именно этого возраста примитивный ковроткацкий станок нашли при раскопках в Армении. Интересно, что технология ковроткачества изменилась с тех пор не так сильно, как могла бы. Об этом мы можем судить благодаря археологическим находкам.
Остатки ковров были найдены в Артикском могильнике (XII–XI вв. до н.э.), в Кармир-Блуре (VII в. до н.э.) и средневековой столице Армении, в городе Ани.
В письменных источниках Средневековья отмечается, что производство ковров было на очень высоком уровне, что у армянских ковров был собственный ярко-выраженный стиль, способ плетения и конечно цвет — ярко красный цвет кошенили. Именно благодаря красителю из жучков армянской кашенили, а не только из-за характерных узоров и техники, ученые могут узнать об армянском происхождении ковра. Именно арартская кашениль ценилась выше другой, потому что давала узнаваемый ярко-алый несмываемый цвет. Первые письменные свидетельства об араратской кошенили относятся к V в. Об араратской кошенили говорят и средневековые арабские писатели.Известный путешественник Марко Поло, путешествовал по Азии в XIII веке и побывал, в том числе, в Западной Армении и в «Книге о разнообразии мира» написал: “Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры, а также ткутся отменные, богатые материи красного и другого цвета, много и других вещей изготовляется здесь”
Армянские ковры продавали в Азию и на Ближний Восток, где их очень ценила знать. Армянские ковры были украшением дворцов, ими измерялось богатство. Известно, что в начале X века из Армении в Багдад были посланы 400 лошадей, 30 000 динариев и семь армянских ковров.
В IX—XI века традиция ковроткачества Армении вместе с армянами-переселенцами уходит и в Европу. И с тех пор армянские ковры ткутся или же импортируются из самой Армении по всей Азии и Европе.
Но все века, вплоть до конца XIX – начала XX века, армянские богато-украшенные ковры были товаром штучным, очень дорогим и малодоступным. Конечно, женщины плели джеджимы, паласы, кошму, покрывала, скатерти, занавеси, мешки, попоны для лошадей и, конечно, сами карпеты, но это был совершенно другой продукт. Это простые, чаще безворсовые ковры, которые несли утилитарную функцию — утеплять каменные жилища. Их традиционно клали на пол или вешали на стены. Карпеты и по сей день — неотъемлемая часть быта во многих домах, ими закрывают дверные проемы, утепляют стены. Карпет — это часть культуры и, их передают по наследству, многим из “домашних” карпетов уже по доброй сотне лет.
В Советское время Армения по-прежнему оставалась одним из центров ковроткачества. Ткацкие артели ранних Советов выросли в ткацкие заводы середины и конца XX века. К этому времени традиция ткать ковры дома уходила и почти совсем исчезла к концу XX века. А натуральная овечья шерсть все чаще заменялась синтетикой, но навыки не были утеряны. В отдельных местах еще остались традиционные станки и инструменты, на которых ткут традиционные ковры в домашних условиях.
И сейчас, в наше время, в Армении активно возрождают именно традиционное ковроткачество.
Настоящий армянский ковер соткан из шерсти, чаще овечьей. При изготовлении армянских ковров используется полуторный и двойной узел. Более распространен особый двойной узел, в некоторых районах Ирана его называют “Армани баф”, то есть “армянский узел”. Таким способом армяне плетут ковры более 2500 тысяч лет.
Но, конечно, больше всего ковры ценны своим внешним видом. С самого начала само плетение ковра и его рисунки несли ритуальный характер. Ученые до сих пор не разгадали многие символы ранних армянских ковров или узоры средневековья. После принятия Христианства в Армянских коврах стали появляться и христианские мотивы.
Армянские ковры отличаются рисунком от региона к региону, но они всегда богато украшены. Присутствует много сюжетных ковров, ковров украшенных изображениями людей, животных, мифических драконов и исторических событий. В коврах много ярких геометрических узоров, крестов и овалов. Встречаются солярные символы и древние свастики. В армянских коврах можно проследить историю народа, увидеть все победы и трагедии Армении.
Каждый армянский ковер — это неповторимая картина, которую хочется рассматривать часами.
Естественно, и мы не можем обойти тему армянских ковров. И во время наших туров посещаем ковровую фабрику Megerian carpet, где наши гости знакомятся с полным циклом производства настоящих армянских ковров.