Джаз — безусловная часть армянской культуры. Теперь кажется невероятным, что он обосновался в ней меньше ста лет назад. Но это приобретение стало таким естественным, как будто он существовал всегда.
Хотя, конечно, история становления армянского джаза переживала и непростые времена. Началось все в двадцатые годы прошлого века, когда потрясенный новым «эксцентрическим» стилем хореограф и музыкант Валентин Парнах «привез» его из Европы в Советский Союз и создал первый советский джаз-банд.
Армянские музыканты подхватили… нет! Армянских музыкантов подхватило течением, и скоро джаз зазвучал и здесь. Импровизация, живой диалог инструментов — это те принципы, на которых построена древняя национальная музыкальная традиция гусанов и ашугов, певцов-рассказчиков, чье творчество противопоставлялось «официальному», в первую очередь религиозно-духовному. Оно было синонимом свободы от канонов в выборе тем, героев, мнений… В общем, армянская земля оказалась хорошо подготовлена для джаза.
В тридцатые годы в Армении начали формироваться постоянные джазовые коллективы. Первым профессиональным среди них стал Государственный джазовый оркестр Артемия Айвазяна и Цолака Вардазаряна, — один из ведущих в СССР. В годы Второй мировой войны оркестр ездил с концертами по фронтам и госпиталям.
Но его становление происходило на фоне идеологической борьбы с джазом со стороны советской интеллигенции и различных организаций «пролетарского искусства». А позже и прямых репрессий, которым подвергалось все западное.
Возможно, армянскому джазу удалось не только выжить в тот период, но и развиваться благодаря его этнической окраске. Он быстро стал самостоятельным направлением. Даже то, что после войны он вместе со всем советским джазом оказался практически в подполье, в какой-то степени сыграло ему на руку — вынужденная изоляция от международной музыкальной жизни углубила его национальные мотивы. И после снятия запретов в конце пятидесятых — начале шестидесятых в Армении случился настоящий бум рождения небольших, очень разных, но ярких джазовых коллективов. Многие появились силами музыкантов, ставших легендами армянского джаза: Левона Малхасяна и Армена Тутунджяна.
Очень скоро армянские джазмены стали популярны в других республиках страны. А Государственный эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна знакомил с армянским джазом зарубежного слушателя.
Сегодня армянский джаз — уже давно состоявшийся жанр. Но он продолжает развиваться силами нового поколения музыкантов, рожденных в другой действительности, где можно не бороться с системой, а свободно творить.
В Армении ежегодно проводятся джазовые фестивали — локальные и международные. Джаз играют уличные музыканты и напевают прохожие. Он звучит из кафе и ресторанов… По правде говоря, здесь он рождается сам собой — так действует ритм армянской жизни, в котором нет места суете и есть простор для импровизации.
Но и любителям профессионального джаза здесь всегда легко найти заведение по душе, где можно послушать классический и современный, армянский и «чистый» джаз. И после обзорной экскурсии по Еревану посетить ереванские культовые клубы «Малхас» и «Улиханян».