На протяжении тысячелетий Армения системой своих торговых путей была связана с магистралями известного Великого Шелкового пути, следующими из Китая через Индию, Среднюю Азию, Иран, Месопотамию в Малую Азию, Восточную и Западную Европу, бассейн Средиземного моря.
Вклад Армении в историю Шелкового пути определялся экспортом собственного сырья и продукции, импортом товаров как на внутреннем рынке, так и их транзитом в другие страны, участием в международном денежном обращении, содержанием благоустроенных и охраняемых торговых путей, заключением международных торговых договоров и разработкой правовых документов.
Интересный факт, но Шелковый путь на самом деле является относительно новым термином, и на протяжении большей части своей долгой истории эти древние дороги не имели конкретного названия. В середине 19 века немецкий геолог барон Фердинанд фон Рихтгофен назвал торговую и коммуникационную сеть Die Seidenstrasse (Великий Шелковый путь).
Многочисленные рукописи и археологические исследования выявили свидетельства высокоразвитой цивилизации на Армянском нагорье, подтверждающие, что в древнейшие времена Великая Армения стояла в одном ряду с канувшими в Лету передовыми цивилизациями и древними народами.
Великая Армения, в которую входили Софена, Малая Армения, а с I в. до н.э. часть Киликии, находясь на стыке торговых путей между Западом и Востоком, изначально занимала выгодное географическое положение, что способствовало исключительно раннему развитию ее политических, культурных и экономических отношений со странами Древнего мира. Имея развитую экономику, армянские цари заключали политические союзы с соседними государствами, способствовали торгово-экономическим связям и развитию культурных взаимоотношений со странами Европы, Азии, Африки.
Шелковый путь был открыт во втором веке до нашей эры, когда культурный и торговый обмен между Римской и Китайской империями усилились. Продолжением этой дороги стала так называемая Южная дорога, которая проходила через Бактрию в Месопотамию и Сирию.
Торговая дорога проходила через Армению – Арташат, оттуда до портов Черного моря. Арташат был международным торговым обменным пунктом. В 5 веке столица Армении Двин пришла на смену Арташату. Через Двин проходил торговый путь, который связывал Китай, Среднюю Азию и Иран со столицей Византии – Константинополем.
Основным товаром обмена был китайский шелк и изделия из него. Кстати, торговля Армении с Китаем фиксируется с I в. до н.э. Мировая торговля через Армению значительно развивалась в 5-6 веках.
В 9-10 веках армянские города Арцн, Ани и Карс стали играть значительную роль в мировой торговле. Во время раскопок в Ани были найдены образцы китайского шелка, фарфора, персидской керамики и красок.
Большой популярностью пользовались не только товары из Армении, но и мастера.
Торговля через Шелковый путь особенно выросла в 13-14 веках, когда монголы дали новый импульс развитию торговых отношений. Именно в это время Армянское королевство Киликия стало транзитной торговой зоной.
В середине 15 века, когда начали развиваться морские торговые пути, Великий Шелковый путь, существовавший 15 веков, прекратил свое существование.
Прошли века, многое изменилось на карте мира, но стоит отметить, что через нынешнюю территорию Армении вдоль Араратской долины тянется одна из основных ветвей дороги. Помимо этого, в Армении, в Вайоцдзорской области сохранился караван-сарай Орбелянов, который служил привалом для торговцев, проходящих через Армению по Великому Шелковому пути.